ЕСИА и ее использование на Госуслуги.ру
Аббревиатура ЕСИА, расшифровывается как «Единая Система Идентификации и Аутентификации». Она используется на портале gosuslugi.ru и позволяет получить полный доступ к информации, представленной в электронном виде. ЕСИА предполагает использование персональных документов для авторизации в системе и открытия доступа ко всем сервисам и данным официального сайта госуслуг.
Номенклатура
Портал gosuslugi.ru позволяет пользователю осуществить некоторые официальные и бюрократические процедуры, находясь дома перед компьютером, и избегая очередей. Сайт имеет сложную номенклатуру, но большая часть необходимых ссылок вынесена в «шапку» главной страницы для упрощения навигации.
3 категории главного меню:
- Каталог услуг. При наведении курсора на кнопку, возникает большое всплывающее окно, в котором представлены все категории, на которые разделены услуги. После нажатия на необходимую, пользователь переадресовывается на страницу со списком доступных госуслуг данной категории;
- Оплата. При нажатии на эту кнопку открывается страница, в левой части которой размещена информация о том, какие услуги можно оплатить (штрафы ГИБДД, судебные взыскания, коммунальные услуги и другое). В центральной части страницы представлены способы оплаты. С этой же страницы можно настроить каким образом будут приходить уведомления о задолженностях. Для работы с этим разделом требуется осуществить вход в личный кабинет ЕСИА ;
- Помощь и поддержка. Нажав на эту кнопку, можно получить информацию и руководство о том, как пользоваться сайтом, зарегистрироваться на нем и куда обратиться в спорной ситуации.Чтобы воспользоваться всеми этими сервисами в полной мере необходимо пройти авторизацию на портале госуслуг ЕСИА.
Регистрация в системе через ЕСИА
Если у вас еще нет учетной записи на сайте gosuslugi.ru нужно выполнить ряд действий:
- На главной странице портала нажмите кнопку «Зарегистрироваться»;
- Заполните поля в форме – Имя и Фамилия вводятся русскими буквами, телефон – арабскими цифрами в международном формате (+7…), вместо номера телефона можно указать адрес e-mail;
- Нажмите кнопку подтверждения;
- Если вы указали e-mail: вам на почту придет ссылка для перехода на страницу генерирования пароля, перейдите по ней;
- Если вы указали номер телефона: проверьте входящие смс сообщения, вам будет выслан код подтверждения, введя который, юзер автоматически перенаправляется на страницу генерации данных для входа;
- Создайте пароль;
- Активация завершена.
По умолчанию в качестве логина для авторизации на портале госуслуг через ЕСИА используется номер телефона или почта, указанная при заполнении формы. Но после можно настроить идентификацию по номеру СНИЛС.
Виды учетных записей в ЕСИА
Существует 3 разновидности учетных записей для личного кабинета госуслуг. Они отличаются широтой доступа к услугам и функционалом учетной записи.
- Упрощенная. Для ее создания нужно указать только номер телефона, имя и фамилию, как указано в предыдущей части статьи. Она предоставляет ограниченный доступ к функционалу сайта государственных услуг с помощью ЕСИА;
- Стандартная. Кроме непосредственно заполнения формы, как для упрощенной учетной записи для входа в личный кабинет, необходимо еще предоставить документы, удостоверяющие личность (обычно, паспорт) и СНИЛС. Отправляя документы на проверку, юзер подтверждает, что дает согласие на обработку данных Федеральной Миграционной Службой и Пенсионным Фондом РФ. После подтверждения документов, открывается более широкий функционал сайта;
- Подтвержденная. Дает полный доступ ко всему функционалу портала gosuslugi.ru. Юзеру необходимо подтвердить свою личность. Для этого он лично должен обратиться в центр обслуживания, воспользоваться электронной подписью или получить по почте код подтверждения учетной записи для того, чтобы авторизоваться в «Личном кабинете».
Могут возникать сложности с проверкой документов. В норме срок их сверки составляет от нескольких минут до пяти суток, после чего на e-mail приходит уведомление о завершении операции. Если же этого не произошло, то нужно обратиться в службу поддержки на портале госуслуг ЕСИА.
Для создания записи юридического лица или ИП, необходимо иметь подтвержденную запись для входа в личный кабинет. Стандартная и упрощенная же могут использоваться исключительно для физического лица.
Регистрация юридического лица
Для того чтобы действовать в системе как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, нужно иметь соответствующую подтвержденную учетную запись в ЕСИА для личного кабинета. Для присвоения ей такого статуса, необходимо следовать алгоритму:
- Войдите в личный кабинет;
- Найдите там регистрационную форму для предприятия (функционал личного кабинета расширится после подтверждения учетной информации);
- Заполните форму в соответствии с документами фирмы или ИП;
- Отправьте заполненную форму на автоматическую проверку;
- Дождитесь окончания проверки.
С этого момента предприниматель может использовать весь функционал сайта от лица своей компании – оплачивать кредиты и штрафы, квитанции и т. п.